Межгосударственный Авиационный Комитет


В лентах новостей, в статьях информационных порталов в связи с сообщениями на авиационную тематику и в разбирательствах авиационных катастроф часто упоминается аббревиатура МАК. Постараемся выяснить, чем именно занимается эта организация, насколько широки ее полномочия и какими правами она обладает.

Задачи и функции учреждения

Задачи и функции учреждения

Межгосударственный Авиационный Комитет имеет официальный сайт, на котором его функционирование позиционируется как целенаправленная работа по улучшению качества и уровня безопасности гражданских авиаперелетов, и увеличение результативности использования воздушного пространства странами-участницами ассоциации.

История развития

Организация была образована в 1991 году после подписания межнационального соглашения между 12 странами бывшего Советского Союза. Договор определил основные положения и устав Межгосударственного Авиационного Комитета, который должен мониторить выполнение таких принципов:

  • общие правила воздушного транспорта;
  • общая система аттестации применения и выпуска воздушных машин;
  • критерии летной пригодности;
  • проведение оценки аэропортов и установленного оборудования, присвоение соответствующей категории;
  • непредвзятое расследование фактов, приведших к авиакатастрофе;
  • формирование стратегий развития, контроль над их выполнением, управление авиацией и надземным пространством.

Через год после образования, в 1992 году, МАК включили в реестр учреждений, получивших межправительственный статус. Это свидетельствует о соответствии его деятельности международным правовым нормам и государственному законодательству членов ассоциации.

Состав организации

Состав организации

На данный момент в Межгосударственный Авиационный Комитет входит 11 стран:

  • Таджикистан;
  • Беларусь;
  • Россия;
  • Азербайджан;
  • Киргизия;
  • Молдова;
  • Казахстан;
  • Узбекистан;
  • Туркменистан;
  • Армения;
  • Украина.

Сфера деятельности МАК

Комитет должен курировать деятельность огромного количества авиакомпаний и осуществлять работу по нескольким направлениям. Опишем несколько главнейших.

Сертификация при производстве летной техники

Сертификация при производстве летной техники

Межгосударственным Авиационным Комитетом была разработана база нормативных документов, регулирующих проведение процесса сертификации на каждом этапе производства, которая была адаптирована под международные стандарты.

Читайте также:  Сколько лететь из Екатеринбурга до Кипра

Согласно этой документации проходят сертификацию авиалайнеры и двигатели самолетов всех государств-членов ассоциации. Такой же процедуре подвергаются и другие детали воздушных машин. По окончанию процесса аттестации лайнер получает сертификат, который признается не только на территории стран-участников МАК, но и во многих других государствах:

  • Китай;
  • США;
  • Индия;
  • Канада;
  • Египет;
  • Мексика;
  • Иран;
  • ЮАР;
  • Страны Евросоюза и проч.

Оценивание аэровокзалов и их оснащения

Оценивание аэровокзалов и их оснащения

Сформированная нормативная база, которая получила одобрение во всех странах-участниках МАК, предусматривает выдачу сертификатов на все виды аэродромов, расположенных в зоне ответственности и управления этой организации.

Ведение объективных расследований

Межгосударственный Авиационный Комитет уполномочен проводить расследование обстоятельств авиакатастроф, в которых участвовали лайнеры, принадлежащие одной из стран-участников, вне зависимости от того, на территории какого государства произошел факт аварии. В тех случаях, когда авария случилась за границей, эксперты МАК имеют право проводить любые следственные действия, необходимые для процесса выяснения обстоятельств. Главным постулатом таких процедур должна быть независимость суждений и полная объективность.

Разработка стратегии развития гражданского авиасообщения

Подготовка концепции и реализация межгосударственной политики, формирование финансовой привлекательности и конкурентоспособности – среди приоритетных задач комитета.

В этот процесс включены такие аспекты:

  • профессиональная подготовка сотрудников с высоким уровнем квалификации;
  • формирование ценовой политики;
  • облегчение процессов прохождения таможни;
  • полноценное сотрудничество в экстренных и форс-мажорных ситуациях;
  • авиационная медицина;
  • противодействие проявлениям терроризма в воздушном транспорте.

Приостановление некоторых полномочий и сужение круга обязанностей

Межгосударственный Авиационный Комитет осуществлял деятельность в РФ больше двадцати лет: проводились расследования авиакатастроф, выдавались сертификаты самолетам, аэродромам и авиаперевозчикам. Однако в 2013 году российское правительство приняло решение об ограничении прав и полномочий МАК в связи со сложившейся обстановкой. Сертифицировать лайнеры и аэродромы с тех пор уполномочен Минтранс и Росавиация. Комитет продолжает деятельность с учетом действующих ограничений.

Основания для введения санкций

Основания для введения санкций

Одной из обязанностей Комитета всегда являлось непредвзятое исследование обстоятельств крушений и аварий воздушного транспорта. В определенный момент появились причины не доверять полученным организацией результатам, что в итоге привело к передаче части обязанностей другими государственным учреждениям России. Опишем некоторые происшествия.

Читайте также:  Сколько лететь до Шри-Ланки из Санкт-Петербурга

Авария 1997 года по маршруту Иркутск – Фанранг

Тогда лайнер внезапно рухнул на жилой квартал прямо после взлета из-за отказа трех из четырех двигателей. МАК провел расследование и вынес вердикт: перегруз самолета и человеческий фактор (ошибка пилота). Заинтересованность МАК в этом деле очевидна, незадолго до катастрофы именно эта организация выдала сертификат рухнувшему лайнеру. Мнение экспертов было другим: у самолета были неисправны двигатели.

Сбитый над Крымом Ту-154М

В 2001 году авиалайнер компании «Сибирь» был сбит украинскими военными во время учений. МАК собрал всю информацию о катастрофе, с которой перевозчик обратился в суд для получения денежной компенсации. Однако Киевский суд отклонил иск, мотивируя это недостаточностью доказательной базы в переданных документах. По сей день финансовая сторона этого вопроса не была решена.

Падение лайнера над Черным морем в 2006 году

В той страшной катастрофе погибло 120 человек. Самолет компании Армавиа упал, осуществляя рейс по маршруту Ереван-Сочи. МАК после расследования указал виновниками происшествия летчиков. Остается непонятным один факт: в отчете комиссии отсутствовала информация о метеорологическом оснащении аэровокзала. Именно это, скорее всего, и было первопричиной происшествия.

Рейс из Варшавы в 2010 году

Лайнер правительства Польши упал под Смоленском, на борту было 96 человек. МАК проводил расследование совместно с международными экспертами, но в отчете указал вину пилотов, с чем иностранные специалисты были не согласны. Они указывали на серьезные недочеты в деятельности смоленского аэропорта.

Главные обвинения в адрес МАК

Главные обвинения в адрес МАК

Известный пилот В. Герасимов написал книгу, в которой подробно описал, какие причины привели Межгосударственный Авиационный Комитет в ситуацию недоверия и урезания полномочий.

Вот основные из них:

  • долгий срок проведения расследований (иногда затягивался на несколько лет);
  • сертификация воздушных машин и аэродромов одной организаций приводит к необъективности суждений и недостоверной оценке;
  • часто возникающий конфликт интересов из-за аффилированности некоторых экспертов;
  • сотрудники организации имели дипломатическую неприкосновенность, что часто приводило к безнаказанности за неправомочные действия и необъективные суждения.

Международный авиационный комитет

Booking.com Парковки park&fly - 970*90